Меню раздела

ИНФОРМАЦИЯ ОБЩАЯ

В связи с вступлением с 01.01.2020 г. в силу Федерального закона от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сообщаем следующее.

Пункт 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД МВД РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 г. № 1764) гласит:
«Снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства».

В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по утилизации отходов подлежит лицензированию.

В настоящее время транспортные средства до сих пор не включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242, и утилизаторы транспортных средств не имеют возможности предоставить лицензию, в приложении к которой будет указан вид отхода «транспортные средства, утратившие потребительские свойства», как того требует Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

После утилизации транспортных средств образуется более 50 видов отходов различных классов опасности, которые необходимо передать другим лицензированным организациям, либо утилизировать самостоятельно, если такая деятельность осуществляется на основании лицензии.

В тоже время, в целях соблюдения норм главы 28 Гражданского кодекса РФ «Заключение договора», организации оказывающие услуги по утилизации автотранспортных средств, в соответствии с Федеральным законом №184-ФЗ «О техническом регулировании» проходят добровольную сертификацию услуг по утилизации автотранспортных средств для подтверждения своей специализации.

В некоторых запасных частях транспортных средств содержатся драгоценные металлы. Согласно требований Федерального закона № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» организации осуществляющие обращение с драгоценными металлами должны встать на специальный учет.

В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, организации, которые оказывают услуги по сбору, транспортированию, утилизации транспортных средств и оформляющие свидетельства утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации должны иметь и предоставлять собственникам при заключении договоров утилизации заверенные копии следующих документов:
1. Лицензию на обращение с опасными отходами с любыми видами разрешенной деятельности и любыми видами отходов.
2. Сертификат соответствия на оказание услуг по утилизации автотранспортных средств.
3. Уведомление о включении в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

После утилизации транспортных средств образуется более 50 видов отходов различных классов опасности, которые утилизатор транспортных средств должен передать другим лицензированным организациям, либо утилизировать самостоятельно, если такая деятельность осуществляется на основании лицензии.

Скачать перечень отходов

УЧЕТ ДРАГМЕТАЛЛОВ

Согласно требований Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» № 41-ФЗ и Приказа Минфина России от 09.12.2016 № 231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» владелец после постановки на бухгалтерский учет транспортного средства в разделе 7 «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» инвентарной карточки учета основных средств (форма № ОС-6) записывает содержание драгоценных металлов, которое указано в руководстве по эксплуатации на транспортное средство. При списании оформляется Акт о списании автотранспортных средств (форма ОС-4а) и в разделе 3 «Краткая характеристика объекта основных средств» указываются данные о содержании драгоценных металлов из формы № ОС-6, таким образом, собственник осуществляет учет драгоценных металлов, входящих в состав запасных частей транспортных средств.

После передачи транспортного средства на утилизацию по условиям договора право собственности на транспортное средство, а также вся ответственность и все риски переходят к исполнителю, а вместе с тем и вся ответственность за драгоценные металлы, входящие в состав запасных частей транспортного средства.

В связи с очень малым содержанием драгоценных металлов в запасных частях транспортного средства их извлечение экономически не эффективно, а в большинстве случаев технически невозможно, и на практике драгоценные металлы из запасных частей, как правило, не извлекаются.

ПРОБЛЕМА

По данным исследований участников рынка обращения с отходами ежегодно в Российской Федерации утилизируется порядка 1 млн. единиц транспортных средств различных категорий, стоящих на учете в ГИБДД (данных по Воинской автомобильной инспекции и Инспекциям государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники нет), в результате чего образуется порядка 1,2 млн. тонн отходов различных классов опасности.

В настоящее время деятельность по обращению с транспортными средствами законодательно не урегулирована, несмотря на то, что транспортные средства являются объектами повышенной опасности и совокупностью более 50 видов отходов различных классов опасности.

По данным, полученным при проведении многолетних исследований, утилизацией транспортных средств в Российской Федерации занимаются порядка 3 тыс. авторазборов и более 10 тыс. пунктов приема металлолома.

При утилизации транспортных средств повсеместно имеют место следующие факты:
1. Применяется экологически опасный способ утилизации транспортных средств газовая резка (а не механические резка или разбор), что приводит к загрязнению воздуха.
2. Образовавшиеся после разбора транспортных средств неметаллические отходы (25 % от общего количества полученных отходов) сжигаются, что нарушает часть 1 статьи 18 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и приводит к загрязнению атмосферного воздуха, либо вывозятся в места размещения отходов с нарушениями части 1 статьи 19 и части 1 статьи 9 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
3. На площадках утилизации не соблюдаются требования пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», что приводит к загрязнению земельных ресурсов.
4. Заключаются договора утилизации транспортных средств с нарушением норм Гражданского кодекса и закона РФ «О защите прав потребителей» и выдаются фиктивные свидетельства утилизации транспортных средств.
5. Распространены случаи, когда собственники при списании на утилизацию транспортного средства обращаются в регистрационное подразделение ГИБДД с фиктивным заявлением о прекращении государственного учета транспортного средства, а не с заявлением о снятии транспортного средства с государственного учета в связи с утилизацией, что приводит к злоупотреблениям со списанными транспортными средствами, в том числе государственными, загрязнению окружающей среды при утилизации, искажению статистических данных о количестве зарегистрированных и утилизированных транспортных средств.
6. Бюджетная система Российской Федерации всех уровней недополучает налоговые отчисления в связи с непрозрачностью рынка утилизации транспортных средств.
7. Бюджетная система Российской Федерации всех уровней недополучает объемы транспортного налога и штрафов за счет злоупотреблений при осуществлении регистрационных действий со стороны старых и новых собственников транспортных средств.

По закону владельцы обязаны обратиться с заявлением в регистрационное подразделение ГИБДД для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства, зачастую владельцы этого не делают, в связи с чем прежним владельцам приходят штрафы и транспортный налог. В этом случае прежние владельцы обращаются в регистрационное подразделение ГИБДД с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. После этого штрафы и транспортный налог не приходят ни владельцу, ни прежнему владельцу, тем самым бюджетная система Российской Федерации не дополучает обязательные платежи.

Распространены случаи, когда владельцы обращаются с заявлением в регистрационное подразделение ГИБДД для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства и узнают, что транспортное средство в угоне, или были перебиты номера, или на транспортное средство наложены ограничения на регистрационные действия. В этом случае владельцы лишаются транспортного средства, или не могут эксплуатировать транспортное средство, или не могут зарегистрировать транспортное средство, тем самым нарушаются права владельцев транспортных средств.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

В целях не допущения:
- загрязнения окружающей среды при утилизации транспортных средств и обращении с образовавшимися отходами в Российской Федерации;
- злоупотреблений при списании транспортных средств, в том числе государственных в Российской Федерации;
- нарушения прав собственников транспортных средств при совершении регистрационных действий с транспортными средствами в Российской Федерации;
- искажения статистических данных о количестве зарегистрированных, утилизированных транспортных средств в Российской Федерации;
предлагается усовершенствовать действующее законодательство Российской Федерации в сфере регистрации транспортных средств и создать систему полного цикла утилизации транспортных средств, с законодательным введением института федерального оператора по утилизации транспортных средств со следующими параметрами:
1. 100 % получение конечной продукции при утилизации транспортных средств без загрязнения атмосферного воздуха и земельных ресурсов, без образования отходов.
2. Текущие объемы загрязнения атмосферного воздуха и земельных ресурсов, захоронения отходов, образующиеся в процессе утилизации транспортных средств, с 2021 года уменьшатся на 100 %.
3. Затраты федерального оператора и утилизаторов транспортных средств на выкуп транспортных средств на утилизацию, оказание услуг по сбору, транспортированию, утилизации транспортных средств покрываются за счет реализации продукции и услуг.
4. За счет легализации оборота как самих транспортных средств, подлежащих утилизации, так и реализуемой конечной продукции в бюджетную систему Российской Федерации всех уровней дополнительно будут поступать налоги и обязательные платежи от деятельности федерального оператора и утилизаторов транспортных средств.
5. За счет недопущения возможности злоупотреблений при осуществлении регистрационных действий со стороны старых и новых собственников транспортных средств в бюджетную систему Российской Федерации будут поступать дополнительные объемы транспортного налога и штрафов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

КоАП РФ Статья 6.35. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

КоАП РФ Статья 15.43. Ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет либо несвоевременное представление заявления о внесении изменений в карту специального учета

КоАП РФ Статья 15.46. Нарушение обязательных требований при обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них

КоАП РФ Статья 15.47. Нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации

УК РФ Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов